Цвет и его роль в фотографии

Большую роль в фотографии играет цветовое решение. От цвета зависит восприятие фотографии, задумка фотографа, эмоциональный характер работы.

При подготовке к фотосессии очень важно продумать в какой цветовой гамме будут одеты герои. Чтобы немного понять как соотносятся цвета друг с другом я приведу тут основные правила понимания цвета и их соотношения.

Важной основой теории цвета является цветовой круг.

Цветовой круг нам рассказывает о гармоничности цветов. Цвета в нем расположены так, что противоположные друг другу при смешивании дают серый цвет.

Важно количественное соотношение цветов. Гёте вывел следующую формулу соотношения: желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8. На основании чего можно сделать вывод, что в цветом круге сочетания цветов, связанные друг с другом через равносторонние треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Смотрим на примере:


желто-красно-синий образуют основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета соединить между собой, то получается равносторонний треугольник.
Проанализируйте самостоятельно созвучие цветов, образующих квадрат и прямоугольник.

Цветовым кругом мы пользуемся для создания на фото гармонии цветовых созвучий.

Так, фотограф в процессе подготовки обращает внимание на цвет одежды, в которой будут герои. Затем, по принципу цветового круга, подбирает гармоничный цвет для акцента или разбавления основного. Также профессиональный фотограф должен учитывать, что одним из наиболее характерным воздействием цвета является контраст.

Существуют следующие виды цветовых контрастов:
1. Контраст по цвету
2. Контраст светлого и темного
3. Контраст холодного и теплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст по насыщенности
7. Контраст по площади цветовых пятен

1. Контраст по цвету - самый простой. Наиболее выраженный контраст это черный и белый; желтый, красный и синий.

Для выраженного контраста берем противоположные цвета в цветовом круге. Интенсивность контраста уменьшается по мере удаления от основных цветов в цветовом круге.
Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый уже слабее по своей контрастности, чем желтый, красный и синий. Также меняет контрастность цвета его прилегание к соседнему.
Например, белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный усиливает их и делает более светлыми.
Красивые результаты получаются, если один цвет главный, а остальные используются в небольших количествах для того, чтобы подчеркнуть качества главного.

2. Контраст светлого и темного непрерывно следует за нами по жизни: день и ночь, свет и тень.


С помощью контраста светлого и темного придается фотографии объем, чувство формы, ритмичность.
Белый и черный во всех отношениях противоположны, но между ними располагаются области серых тонов (ахроматический цвет) и весь ряд хроматических цветов.

Рассмотрим НЕКОТОРЫЕ СВЯЗИ ТЕМНЫХ И СВЕТЛЫХ ОТТЕНКОВ.


Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет. Он легко меняется под воздействие контрастирующих цветов. Любой цвет может его вывести из нейтрального в цветовой ряд, придав серому тот оттенок, который является дополнительным.
Если нам надо, чтобы серый сохранял свой характер, необходимо осветлять или затемнять хроматический цвета.
Cерый должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.
Желтый цвет весьма веселый и остается им независимо светел или темен.
Насыщенный синий темен, а светлые синие - блеклые и ослабленные.
Красный излучает силу, но осветленный до уровня желтого, теряет силу.
Если нам надо, чтобы желтый создавал максимальное впечатление, то композиция должна быть светлой. В то время как синий и красный требуют темного решения.

Важно: если красный цвет заменить на оранжевый, то всю композицию нужно сделать светлее в соответствии с новыми градациями серого.

3. Контраст холодного и теплого

В цветовом круге видно, что желтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый темный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты.
Красно-оранжевый и и сине-зеленый расположены перпендикулярно желто-фиолетовому и являются полюсами контраста холода и тепла.
В природе более удаленные предметы кажутся более холодными. Это качество позволяет передавать перспективу.
Контраст холодного и теплого можно считать самым звучащим среди других цветовых контрастов.

4. Контраст дополнительных цветов

Два дополнительных цвета - это два цвета, при смешивании которых получается серый или белый (как в физике) цвет.
Два противоположных цвета образуют странную пару - они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Но рядом друг с другом они самоуничтожаются.
Каждый цвет имеет лишь один дополнительный цвет. С помощью дополнительных цветов создается полная гармония на изображении.
Художникам с помощью двух дополнительных цветов можно получить красивые серые цвета.

5. Симультанный контраст

Подбирая ту или иную цветовую гамму, учитывайте симультанный контраст. Это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, если такового нет.
Симультанный контраст может возникать при сочетании чистого цвета и серого рядом. а также и при сочетании двух чистых цветов. Каждый будет стараться сдвинуть соседний цвет к дополнительному. И зачастую цвета теряют свой характер, приобретая новые оттенки.
Например, черная полоса на красной ткани может казаться зеленой и вызывать неприятные беспокойные ощущения. А коричневато-черная полоса нейтрализовала бы этот контраст.

6. Контраст по насыщенности

Говоря о контрасте по насыщенности, мы имеем ввиду его насыщенность и чистоту. Если взять чистый цвет и затемнить или осветлить его, он теряет свою насыщенность.
Добавляя белый в чистый цвет, он становится более холодным. Добавив в чистый цвет черный - цвет мрачнеет и исчезает чистота.
Серый цвет разбавляет цвета и получаются более блеклые оттенки. Блеклые цвета кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам.
Если мы хотим добиться выразительности только на контрасте по насыщенности, то, например, чистый красный цвет должен контрастировать с блеклым красным, а чистый синий с блеклым синим.
Нельзя использовать чистый красный и рядом с ним блеклый синий. Иначе контраст по насыщенности будет заглушен другими контрастами, например, контрастом холодного и теплого.

7. Контраст по площади цветовых пятен

Контраст по площади цветовых пятен характеризует соотношения между несколькими пятнами по их размеру.
Несколько цветов могу сочетаться рядом друг с другом, а может один выделяться больше. Тут играет роль два фактора: светлота и темнота и размер пятна.
Например, если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать большую площадь, чем с случае, если бы оно находилось среди темных тонов.

Разобрались немного в цветовых контрастах и как они влияют на общее представление картинки. Двигаемся дальше!

Поговорим о цветовом созвучии. Это цветовые сочетания, служащие основой общей цветовой композиции.

Различают: 1. Созвучие двух цветов


Как мы уже знаем, два противоположных цвета на цветовом круге являются дополнительными и образуют гармоничное сочетание. Красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фоилетовый и т.д.
Если мы берем за основу светлый красный, то ему соответствует зеленый затемненный в той степени, в какой осветлен красный.

2. Созвучие трех цветов

Если на цветовом круге выбрать три цвета, расположенных относительно друг друга как равносторонний треугольник, то эти цвета создают гармоничное созвучие.
Желтый-красный-синий, фиолетовый-зеленый-оранжевый.
Если, например, в пару к желтому и фиолетовому взять два соседний цвета, например, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, то эти созвучия будут также гармоничны. Тогда это получается равнобедренный треугольник.

3. Созвучие четырех цветов

Если из цветового круга выбрать по две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны, то мы получим фигуру квадрата.
Желтый-красно-оранжевый-фиолетовый-сине-зеленый; желто-оранжевый-красный-сине-фиолетовый-зеленый; оранжевый-красно-фиолетовый-синий-желто-зеленый и другие созвучия.
Для получения четырехзвучия можно использовать еще и трапецию. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных справа и слева от их дополнительных цветов.
Можно получить очень большое число цветовых сочетаний.

4. Созвучие шести цветов

Шестиугольником можно определить созвучие 6 цветов соответственно.

Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.

КАК НА НАС ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЦВЕТ!

В цветовом контрасте: например, на черный фон поместим желтый, красно-оранжевый и синий. Желтый выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется столь же глубоким, как и черный. На белом же фоне возникает обратное ощущение: синий сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается на месте, а желтый отодвигается назад.

В контрасте светлого и темного: все светлые тона на черном фоне будут выступать в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное.

В контрасте теплых и холодных тонов: теплые цвета выступают вперед, а холодные стремятся в глубину. Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь.
Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если же слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же впечатление глубины. что и красно-оранжевый. А если будет осветлен еще сильнее, то выступит вперед.

В контрасте по насыщенности: чистые и насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами.


Если к этому контрасту добавить контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова меняется.

В контрасте размеров цветовых пятен: когда на большой красной поверхности имеется маленькое желтое пятно, то красный цвет становится фоном и желтый выступает вперед.
Если увеличивать площадь желтого пятна, то желтый вытеснит красный вперед.

Данные правила можно учитывать при создании ОБЪЕМНОЙ КАРТИНКИ. Также для сильного ощущения глубины картины используется взаимодествие цвета в горизонтальных и вертикальных направлениях.

Цвет оказывает на нас громадное влияние. независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет.

Желтый.

Желтый цвет - самый светлый из всех цветов. Теряет это качество при затемнении серым, черным или фиолетовым.
Желтый цвет на зеленом фоне сияет, затмевая последний.
Желтый на фиолетовом фоне очень резкий и сильный.
Желтый на осветленном фоне потерянно сияет.
Желтый на красном - становится мощным и громким.
Желтый на белом придает ощущение темноты желтого. Если наоборот, поместить на желтый белый, то подчинение исчезает.
Желтый на черном выражается в агрессивном блеске.

Красный.


Чрезвычайно изменчив и меняет свой характер.
На оранжевом фоне красный кажется тлеющим, темным и безжизненным.
На коричневом фоне - красный яркий
На черном фоне - красный выглядит страстно.
На сине-зеленом фоне - красно-оранжевый выглядит как разгоревшийся огонь.
На зеленом - как агрессор.
Для красного закрыт путь к неземному цвету. Там господствует синий цвет.

Синий.


Синий цвет всегда пассивен, холоден, обладает мощью и копит энергию.
На желтом фоне синий кажется очень темным, потерявшим свою силу.
Когда сиинй осветлен до светлоты желтого, он излучает холодный свет, его прозрачность превращает желтый в плотный цвет.
На черном фоне синий светится во всей своей чистоте.
На лиловом фоне - кажется пустым и слабым.
На темно-коричневом - возбуждается до сильной вибрации.
На красно-оранжевом фоне - сохраняет свою чистоту, утверждается.
На фоне спокойного зеленого - приобретает сильный красноватый оттенок.

Зеленый.


Зеленый - промежуточный цвет между желтым и синим. В зависимости от того содержит он больше желтого или синего, меняется и характер его выразительности.
Если зеленый затемняется серым, то у зрителя появляется чувство ленивой вялости. Если зеленый принимает желтые оттенки - создает впечатление вессених сил природы.
Желто-зеленый с примесью оранжевого приобретает грубый вульгарный характер.
Зеленый с синим оттенком - приобретает духовную значимость.

Оранжевый.


Оранжевый цвет - смесь желтого с красным - максимально активен.
В разбеленном виде он теряет свой характер, а с примесью черного - притупляется вовсе и переходит в кориченевый.
Разбавив коричневый, мы получим бежевые тона.

Фиолетовый.


Многие люди не обладают способностью разбираться в оттенках фиолетового. Трудно установить точный
фиолетовый цвет, который не имел бы ни красноватого, ни синеватого оттенка.
Фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего, но всегда впечатляющего.
Фиолетовый в большой площади может быть угрожающим.

Цветовая композиция.


Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным.
Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок. Он всегда воспринимается в окружении других цветов.
Чем дальше по цветовому кругу один цвет удален от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом.
Ценность и значение каждого цвета определяется также размером цветовых плоскостей, местом расположения цвета и направлением цветовых пятен.
Синий в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен он в верхней или нижней части изображения.
В нижней части - синий тяжел, в верхней - кажетяс легким.
Темно-красный цвет в верхенй части кажется чем-то угрожающим, тяжелым, а в нижней - спокойным и само собой разумеющимся.
Желтый в верхней части кажется сияюще легким, в нижней - бунтует в заточении.
Цветовые массы необходимо уравновешивать.

Способы акцентирования направлений внутри пространства изображения:


1.Горизонтальный: подчеркивает тяжесть, протяженность пространства в ширину.
2.Вертикальный - полная противоположность горизонтальному. Выражает легкость, высоту, глубину. Точка пересечения вертикали и горизонтали является точкой акцентрированным мместом.
3. Диагональный - создает движение и развивают пространство изображения.
4. Круговой - заставляет концентрировать внимание и вызывает чувство движения.

Важное значение имеет стабилизация изображения.

Одна форма может парить в пространстве и не быть ни с чем связанной, а другая подобная может быть "прикрепленной" к краю изображения.
Устойчивость подчеркивается за счет пересечение тех самых вертикалей и горизонталей, а также расположением и распределением главных контрастов.

Все эти правила в той или иной степени можно учитывать при подготовке в фотосессии, при постобработке.

Пусть ваши фотографии будут гармоничными как картины великих художников!!!

На основе книги "Искусство цвета" Иоханнес Иттен

Наверх страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить